Nikolay Nikiforov Presented Branch Plan on Import Substitution of Software

Moscow, April 3, 2015. — Ministry of Telecom and Mass Communications of the Russian Federation approved branch plan on import substitution of software. Corresponding decree was signed by Nikolay Nikiforov, Minister of Telecom and Mass Communications, on April 3, 2015. The Minister presented Dmitry Medvedev, Chairman of the Government of the Russian Federation, suggestions on import substitution of software, developed cooperatively with branch community and in accordance with the Governmental order №98 from January 27, 2015 “On approving plan of priority measures for providing sustainable economic development and social stability in 2015.”

Plan on import substitution of software is divided into three sections. Each section contains key activities, terms and stages of their implementation.

Meeting on ensuring implementation of branch import substitution programs
Meeting on ensuring implementation of branch import substitution programs
Meeting on ensuring implementation of branch import substitution programs

First section implies preferences to Russian software products while purchasing software for government needs. It will be applied to market segments of competitive Russian enterprise software products. Particularly, business applications, antivirus software, information security software and Internet-servers, used in business environment.

Public debates of corresponding draft decree of the Government of the Russian Federation on preferences to national software products were finalized on March 27, 2015. Minsvyaz will improve the project, taking into consideration suggestions of interested public authorities and results of public debates till May 15, 2015. After improvement the decree will be introduced for consideration to the Government of the Russian Federation.

Minsvyaz, interested public authorities and IT companies will continue discussions of preferences to Russian software products purchased for state needs till July 1, 2015.

Second section of the plan implies support of collaborative development of software in segment of enterprise software lacking national competitive software products. Particularly, client and mobile operating systems, server operating systems, database management systems, clod software and virtualization and user-defined office software.

Minsvyaz, interested Russian IT companies and branch associations will develop and introduce to the Government of the Russian Federation draft decree on creation of autonomous noncommercial organization dealing with organization of collaborative software development for market segments, highly dependent on foreign software products. Such software will be developed till 2025 according to the plan.

“In this direction we suggest collective development of software with other countries, first of all, with BRICS. There are many examples of such collaboration in the world,” noted Nikolay Nikiforov, “We will examine creation of autonomous noncommercial organization aimed at collaborative development of software products and government co-financing, particularly, subsidizing expenses on developers’ wage fund.”

On March 25, 2015 Nikolay Nikiforov, Ravi Shankar Prasad, Minister of Communications and Information Technology of India, and Miao Wei, Minister of Industry and Informatization of China, discussed state grant support of collaborative development of critical operating software during official visits to the Republic of India and the People’s Republic of China. This supportive measure is suggested as a unified approach to demonopolisation of software markets of BRICS-countries.

Third section of the plan implies state support of national software developers in such market segments as software for production sector, fuel and energy industry, constructing, health care, financial sector and transport.

The Ministry plans to raise smart investments for development of special industry-specific software within five years. Particularly, with the help of investments of Rosinfokominvest fund and other development institutions within corresponding branch syndicates, including IT companies, branch software customers, leading universities and scientific institutions.

Corresponding draft decree, introducing amendments to operating of OAO Rosinfokominvest in order to establish primary investment of its funds into projects established in the plan and selected on a competitive basis will be introduced to the Government till June 1, 2015.

The decree obliges Minsvyaz, Russian IT companies and branch associations to develop project data sheets on import substitution in accordance with the plan and to specify measures of state support.

Николай Никифоров представил отраслевой план импортозамещения ПО

Москва, 3 апреля 2015 года. — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации утвердило отраслевой план импортозамещения программного обеспечения (ПО). Соответствующий приказ подписал глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. Сегодня глава Минкомсвязи России представил Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву предложения по импортозамещению ПО, разработанные с участием отраслевого сообщества в соответствии с распоряжением Правительства РФ №98-р от 27 января 2015 года «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

Отраслевой план импортозамещения ПО включает в себя три блока, в каждом из которых намечены ключевые мероприятия, а также установлены сроки и этапы их реализации.

Совещание об обеспечении реализации отраслевых программ импортозамещения
Совещание об обеспечении реализации отраслевых программ импортозамещения
Совещание об обеспечении реализации отраслевых программ импортозамещения

Первое направление плана предполагает предоставление преференций отечественной ИТ-продукции при осуществлении закупок за государственный счет. Оно сработает в сегментах рынка корпоративного ПО, в которых уже существует задел в виде конкурентоспособных отечественных ИТ-продуктов. Сюда входят бизнес-приложения, антивирусное ПО, ПО для обеспечения информационной безопасности, а также интернет-сервисы, используемые в корпоративной среде.

Напомним, 27 марта 2015 года завершилось общественное обсуждение соответствующего проекта постановления Правительства РФ о преференциях отечественному ПО. Теперь до 15 мая Минкомсвязь России доработает проект с учетом замечаний других заинтересованных ведомств и результатов общественного обсуждения, и внесет его в установленном порядке в Правительство.

Кроме того, до 1 июля 2015 года совместно с заинтересованными ведомствами и российскими организациями ИТ-отрасли министерство проработает вопрос распространения преференций отечественному ПО при осуществлении закупок и на государственные компании и государственные корпорации.

Второй блок плана включает поддержку коллективной разработки ПО в тех сегментах рынка корпоративного ПО, где нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Это клиентские и мобильные операционные системы (ОС), серверные ОС, системы управления базами данных, средства управления «облачной» инфраструктурой и виртуализацией, пользовательское офисное ПО.

До 1 июня 2015 года Минкомсвязь России вместе с заинтересованными отечественными ИТ-компаниями и отраслевыми ассоциациями должна разработать и внести в Правительство РФ проект распоряжения о создании автономной некоммерческой организации (АНО), деятельность которой будет направлена на организацию коллективной разработки ПО для сегментов с высоким уровнем зависимости от иностранного программного обеспечения. План устанавливает сроки разработки такого ПО до 2025 года включительно.

«По данному направлению считаем, что надо пойти по пути коллективной разработки ПО совместно с другими странами, в первую очередь странами БРИКС. Таких примеров в мире достаточно много, — отметил Николай Никифоров. — По результатам проработки с отраслью рассмотрим вопрос создания некоммерческой организации для развития таких коллективных разработок ПО и варианты государственного софинансирования ее деятельности, в частности по субсидированию затрат на фонд оплаты труда разработчиков».

Глава Минкомсвязи России обсудил государственную грантовую поддержку коллективной разработки критичного системного ПО с министром связи и информационных технологий Индии Рави Шанкар Прасадом 25 марта 2015 года и министром промышленности и информатизации КНР Мяо Вэй 27 марта в ходе официальных визитов в Республику Индию и Китайскую Народную Республику. Данная форма поддержки предлагается в качестве единого подхода к демонополизации рынков ПО стран БРИКС.

Третье направление отраслевого плана импортозамещения предполагает государственную поддержку отечественных производителей в сегментах рынка ПО, связанных с отраслевой спецификой, таких как: ПО для промышленности, топливно-энергетического комплекса, строительства, здравоохранения, финансового сектора, транспорта.

Ведомство планирует привлечение «умных» инвестиций в разработку в течение пяти лет специализированного индустриально-специфического ПО, в том числе за счет средств фонда «Росинфокоминвест» и других институтов развития в рамках соответствующих индустриальных консорциумов, включающих в себя ИТ-компании, отраслевых заказчиков ИТ-продукции, ведущие университеты и научные институты.

Соответствующий проект постановления, направленный на изменение механизма деятельности ОАО «Росинфокоминвест» в целях преимущественного инвестирования его средств в проекты по направлениям реализации плана, отобранные на конкурентной основе, планируется внести в Правительство РФ до 1 июня 2015 года.

Приказом также установлена необходимость разработки до 1 июля 2015 года Минкомсвязью России совместно с российскими ИТ-компаниями и отраслевыми ассоциациями паспортов проектов импортозамещения по всем направлениям реализации плана с обоснованием необходимости мер государственной поддержки.